Подготовила: Колкина Е. П.
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой комплексное физическое качество, а уровень ее развития в значительной степени обусловлен уровнем специальной силовой подготовки, уровнем скоростных способностей спортсменов и уровнем развития общей выносливости.
Определенный вклад в развитие специальной выносливости вносят эффективность спортивной техники, готовность опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений, волевые качества спортсмена и т.д.
В связи с этим целью исследования является разработка классификации средств и методов развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ.
По мнению многих специалистов к числу основных педагогических факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости у спортсменов, относятся объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. При этом необходимо выделять не просто величину тренировочной нагрузки в целом, а соотношение ее показателей, таких как скорость выполнения упражнений, долю специальной работы в общем объеме нагрузки, сочетание различных методов тренировки и др.
Выполненная работа может оцениваться в педагогическом аспекте, с позиций используемых средств и методов тренировки «внешняя сторона нагрузки, тренировочный эффект», и биологическом, в соответствии с реакцией организма спортсмена и энерготратами «внутренняя сторона нагрузки, тяжесть работы».
Исследования, выполненные в этом направлении, привели к разработке классификаций тренировочных зон интенсивности.
В настоящее время в различных видах спорта предложено от 3 до 6 и более зон интенсивности в основном на основании физиологических, биохимических критериев, определяющих особенности энергетического метаболизма и адаптивных реакций к нагрузкам разной интенсивности.
В практике отечественной гребли на байдарках и каноэ так же принято деление тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в соответствии с педагогическими (скорость в % от соревновательной на дистанциях 500 и 1000 м и темп гребли в классах лодок К-1 и С-1 у мужчин, К-1 у женщин) и физиологическими (ЧСС и уровень лактата (La)) критериями (таблица 1).
Таблица 1
Распределение нагрузок по зонам интенсивности в гребле на байдарках и каноэ (по Каверину В.Ф., 2004)
Зона |
Направленность нагрузки |
Интенсивность нагрузки % от V дист. 1000 м |
Критерии |
I |
Восстанавливающая |
до 70 |
ЧСС<140 уд/мин, La<2,0 мМоль/л |
II |
Базовая выносливость |
70-80 |
ЧСС - 140-160 уд/мин, La- 2,1-4,0 мМоль/л |
III |
Специальная выносливость |
80-90 |
ЧСС - 160 -180 уд/мин, La - 4,1-8,0 мМоль/л |
IV |
1. Специальная соревновательная выносливость |
90-100 |
ЧСС>180 уд/мин, La - 9-18 мМоль/л |
2. Скоростная выносливость; |
100-108 |
ЧСС - 170-190 уд/мин, La>8,0 мМоль/л |
|
3. Соревнования |
В зависимости от дистанции |
ЧСС>180 уд/мин, La>12,0 мМоль/л |
|
V |
Быстрота, стартовая мощность |
108-115 |
ЧСС не информативно, La<6,0 мМоль/л |
Обобщенный анализ средств и методов развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ позволил выявить комплексы тренировочных заданий и методы выполнения упражнений, применяемых в практике для развития специальной выносливости и классифицировать их по направленности в соответствии с интенсивностью работы. (таблица 2).
Таблица 2
Методы развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ _высокой квалификации_
Зоны интенсивности |
Методы развития специальной выносливости |
Базовая специальная выносливость (II) |
интенсивный непрерывный метод; непрерывный переменный метод с заданными режимами деятельности; экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности |
Дистанционная выносливость (III) |
повторный метод + ИМ с кратковременной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности / ИМ с длительной нагрузкой; экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой; интенсивный непрерывный метод, непрерывный переменный метод. |
Специфическая соревновательная выносливость (IV) |
соревновательный метод; комбинации повторного и интервального методов. |
В результате можно заключить, что для высококвалифицированных спортсменов большое место в тренировочном процессе необходимо уделять методам воздействия на основные факторы развития специальной выносливости с учетом особенностей биомеханики циклических локомоций и воздействий внешней среды.
Полноценного совершенствования специфических сторон деятельности организма, определяющих уровень развития выносливости, можно достичь только при умелом применении сочетания различных средств и методов.
ЛИТЕРАТУРА
- Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) / авт.-сост. В.Ф. Каверин, А.П. Ткачук, И.И. Столов. - М.: Советский спорт, 2004. - 132 с.
- Дьяченко, А.Ю. Современная концепция совершенствования специальной выносливости спортсменов высокого класса в гребном спорте / А.Ю. Дьяченко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 1. - С. 54-61.
- Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
- Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с.